Регистрация

Версия для слабовидящих
Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью
Антон Павлович Чехов
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.kuksova-irina.ru/
Школа "Карьера"
Высшая школа делового администрирования
Общероссийский рейтинг сайтов школьной тематики-2018
Проголосуй за наш сайт
Оцените мой сайт





Результаты
счетчик посещений
Банк Интернет-портфолио учителей
Мир олимпиад
ФГОС урок
Сейчас на сайте: 11
Периодическая таблица
Таблица растворимости
Праздники сегодня

Установите себе наш баннер

Показать код баннера

Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации


I. Физические свойства

По своим фи­зи­че­ским свой­ствам ще­ло­чи очень схожи: все они твер­дые, белые ве­ще­ства. Прав­да, на воз­ду­хе гид­рок­си­ды на­трия и калия по­гло­ща­ют пары воды и как бы рас­плы­ва­ют­ся. Это свой­ство на­зы­ва­ет­ся гиг­ро­ско­пич­но­стью.  Нерас­тво­ри­мые в воде ос­но­ва­ния тоже твер­дые ве­ще­ства, но могут иметь раз­лич­ную окрас­ку.

Посмотрите рисунки различных оснований: 

Гидроксид кальция (известковая вода)

Гидроксид кальция (известковое молоко)

Гидроксид кальция (кристаллический)

Гидроксид натрия (кристаллический)

II. Химические свойства щелочей

1). Изменяют окраску индикаторов

Индикаторы - вещества, позволяющие визуально определить тип среды или изменение концентрации какого-либо компонента в растворе.

Наиболее распространенными индикаторами являются:

                        

 метилоранжевый (метилоранж),      фенолфталеин,              лакмус

Чаще всего химики работают с универсальным индикатором, который представляет собой смесь высушенных индикаторов, нанесенных на полоску бумаги. 

Сравнивая цвет полоски с эталонным (приведенным на упаковке) можно приблизительно оценить величину водородного  показателя.

Стихи для запоминания окраски индикаторов

1) Индикатор лакмус - красный,

Кислоту укажет ясно.

Индикатор лакмус - синий, 

Щелочь здесь! Не будь разиней!

2) Лакмус будет в них краснеть,

Растворяться - цинк и медь.

А мелок в них, посмотри,

Вмиг пускает пузыри!

И опасны для работы

Эти жгучие КИСЛОТЫ

3) Я растворчик изучал.

Лакмус в нем синее стал.

Поглощал раствор тотчас

Кислый углекислый газ!

Про такой раствор я знаю,

Что среда в нем ЩЕЛОЧНАЯ

4) Смущает меня щелочная среда;

Краснею… Но если вокруг кислота,

И если в воде растворен я один,

Не видно меня. Я - фенолфталеин.

Ах, что же я поделаю с собой - 

Ведь в щелочи я сине-голубой.

А в кислоте быть синим я не смею:

Я - лакмус, и в кислотах я краснею. 

Как на прогулке от мороза, 

От кислого я стану розов.

Но вид мой в щелочи смешон:

Я сразу желтый, как лимон.

(метилоранж)

Название индикатора

Нейтральная среда (OH=H)

Щелочная среда (OH>H)

Лакмус

Фиолетовый

Синий

Фенолфталеин

Бесцветный

Малиновый

Метилоранж

Оранжевый

Жёлтый

Универсальная индикаторная бумага

Оранжевая

Синяя

Видео-опыт: Действие щелочей на индикаторы

Видео-опыт: Распознавание растворов щёлочи, воды, кислоты при помощи индикатора

Виртуальная образовательная лаборатория:“Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора”

Это интересно

Кто придумал индикаторы?

Современные индикаторы — фенолфталеин, метиловый оранжевый, метиловый красный — в основном продукты химического синтеза. А первый индикатор был приготовлен английским учёным Робертом Бойлем (1627 — 1691) из тропического лишайника лакмуса. Фиолетовый настой этого лишайника под действием кислот становился красным, а под действием щелочей — синим. Бойль пропитал фильтровальную бумагу этим настоем и тем самым положил начало применению индикаторной бумаги («реактивные бумажки»). Он также заметил, что и отвары цветков некоторых растений (фиалок, васильков и др.) меняют цвет в растворах кислот и щелочей. Термин «индикатор» также придумал Роберт Бойль.

Индикаторы из растений (в виде отваров или соков) можно приготовить и самостоятельно. В качестве сырья можно использовать ягоды черники, чёрной рябины, винограда, столовую свёклу, листья краснокочанной капусты, цветки анютиных глазок, ирисов и т. д.

Чтобы узнать, как изменяется цвет самодельного индикатора в кислой или щелочной среде, нужно взять пипеткой несколько его капель и добавлять их поочерёдно в кислый или щелочной раствор. Кислым раствором может служить столовый уксус, а щелочным — раствор стиральной соды (карбоната натрия). Так, под действием кислоты ярко-синий отвар из цветков ириса станет красным, под действием соды — зелёно-голубым.

2) Взаимодействие с кислотными оксидами: Щёлочь + Кислотный оксид = Соль + Вода – реакция обмена

2KOH + CO2 = K2CO3 + H2O

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O

3) Взаимодействие с кислотами: Щёлочь + Кислота = Соль + Вода

Ca(OH)2 + 2HNO3 = Ca(NO3)2 + 2H2O -реакция обмена (нейтрализация)

Тренажёр "Реакция нейтрализации"

Видео "Реакция нейтрализации"

4) С растворами солей, если в результате образуется осадок: Соль (раствор) + Щёлочь = Нерастворимое основание↓ + Новая соль

FeCI3 + 3NaOH = Fe(OH)3↓ + 3NaCl -реакция обмена

III. Химические свойства нерастворимых оснований

1) С кислотами - реакция обмена: Ме(OH)n↓ + Кислота = Соль + вода

2) Разлагаются при нагревании: Ме(OH)n↓   =  MxOy +  H2O – реакция разложения                 

Cu(OH)2 = CuO + H2O  или   2Fe(OH)3 = Fe2O3 +3H2O

Внимание! Валентность металла в оксиде и соответствующем гидроксиде одинаковая.

IV. Химические свойства амфотерных оснований


1.Реагируют с кислотами:      Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O

2.Реагируют со щелочами:     Zn(OH)2 + 2NaOH =  Na2[ Zn(OH)4] – тетрагидроксоцинкат(II) натрия

Интерактивное задание №1 LearningApps.org по теме: “Оксиды и основания”

Интерактивное задание №2 LearningApps.org по теме: “Химические свойства оснований”

Выполните тест

ЦОРы

Видео-опыт: Действие щелочей на индикаторы

Видео-опыт: Распознавание растворов щёлочи, воды, кислоты при помощи индикатора

Виртуальная образовательная лаборатория: “Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора”

Анимация: Реакция нейтрализации

Видео: "Реакция нейтрализации"

Видео: "Получение и химические свойства амфотерных гидроксидов"

Видео: "Химические свойства оснований"

Домашнее задание

  1. Параграфы 41, 43
  2. Выполнить интерактивный тест 
Документы (всего: 1)
Документы (всего: 1)