Регистрация

Версия для слабовидящих
Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства
Эбнер Эшенбах
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.kuksova-irina.ru/
Школа "Карьера"
Высшая школа делового администрирования
Общероссийский рейтинг сайтов школьной тематики-2018
Проголосуй за наш сайт
Оцените мой сайт





Результаты
счетчик посещений
Банк Интернет-портфолио учителей
Мир олимпиад
ФГОС урок
Сейчас на сайте: 41
Периодическая таблица
Таблица растворимости
Праздники сегодня

Установите себе наш баннер

Показать код баннера

ВПР. 05.04.2018


Уважаемые одиннадцатиклассники!

5 апреля 2018 года состоялась Всероссийская проверочная работа по химии.

Документы и образцы работ здесь.

На этой страничке вы найдете помощь по подготовке к работе. Ключевые видео отмечены значком: "смотреть обязательно!!!"

В качестве основы использована официальная демоверсия работы - 2018.

Задание 1. Чистые вещества и смеси. Научные методы познания веществ и химических явлений.

Вам известны следующие способы разделения смесей:  отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация.

Запишите в таблицу способы, которыми можно разделить данные смеси, и номера рисунков, их иллюстрирующие.

Смесь

№ рисунка

Способ разделения смеси

Cтальные кнопки  и древесные опилки

 

 

Воздух и распыленные мелкие капли водоэмульсионной краски

 

 

Комментарии. Дистилляция - это выпаривание + конденсация. Так, например, получают дистиллированную воду, очищая ее от растворенных в ней нелетучих веществ. Или разделяют нефть на отдельные фракции.

Кристаллизацией, например, очищают йод (при нагревании он переходит в газообразное состояние (возгоняется), а попадая в холодную зону, образует кристаллы) или поваренную соль (рассол помещается в бассейн, при естественном испарении воды происходит кристаллизация соли).

Задание 2. Состав атома: протоны, нейтроны, электроны. Строение электронных оболочек атомов.

На основе схемы распределения электронов по энергетическим уровням определите:

Какой это элемент? В каком периоде он находится? В какой группе он стоит? Металл это или неметалл?

Комментарии. Здесь помним, что:

  • № элемента = количеству протонов в ядре = количеству электронов.
  • № периода = количеству электронных уровней.
  • № группы = количеству электронов на внешнем уровне.
  • Количество нейтронов = массовое число - № элемента.
  • У металлов большой радиус и мало электронов на внешнем уровне (1-3), у неметаллов – маленький радиус и много электронов на внешнем уровне.

Задание 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Известно, что с увеличением порядкового номера в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах – увеличиваются. Расположите элементы: N, Al, C, Si в порядке уменьшения их радиусов атомов.

Комментарии. Подсказки содержатся в вопросе. Просто читайте его внимательно. В периодах - это слева направо, в группах - сверху вниз.

Подробнее все про закономерности системы - в ролике: ссылка.

Задание 4. Виды химической связи. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решёток.

В таблице перечислены свойства веществ с атомной и молекулярной кристаллической решеткой. На основе этих данных определите тип решетки кварца SiO2 и углекислого газа CO2

Молекулярная решетка

Атомная решетка

В обычных условиях твердые, жидкие или газообразные;

Низкие температуры кипения и плавления;

Летучие;

Имеют низкую теплопроводность

Твердые в обычных условиях;

Хрупкие;

Тугоплавкие;

Нелетучие

Комментарии. Про виды связи помним, что ионная связь образуется между атомами металла и неметалла, ковалентная – между неметаллами (неполярная связывает одинаковые атомы, полярная – разные).

Подробнее про все типы решеток - в ролике: ссылка.

Задание 5. Классификация и номенклатура неорганических соединений.

Оксид серы(IV) используют в пищевой промышленности в качестве консерванта (Е220), поскольку этот газ убивает микроорганизмы, им окуривают овощехранилища и склады, а также используют для отбеливания соломы, шелка, шерсти, то есть материалов, которые нельзя отбеливать хлором. Промышленный способ получения этого вещества заключается в сжигании серы или сульфидов. В лабораторных условиях его получают воздействием сильных кислот на сульфиты, например взаимодействием серной кислоты с сульфитом натрия. При взаимодействии  оксида серы(IV) с гидроксидом кальция образуется соль сульфит кальция. Это вещество применяется в пищевой промышленности как пищевая добавка Е226 – консервант, для приготовления желе, мармелада, мороженого, напитков.

Впишите в схему классификации по одной формуле для каждого класса веществ.

Комментарии.

Классы веществ - ролик: ссылка Смотреть обязательно!!!

Составление формул солей - ролик: ссылка Смотреть обязательно!!!

Задание 6. Характерные химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов. Характерные химические свойства оксидов.

Составьте молекулярное уравнение реакции сжигания серы, о котором говорилось в тексте. Укажите, с каким  тепловым эффектом протекает эта реакция (происходит выделение или поглощение теплоты).

Комментарии. Видео об уравнениях химических реакций: ссылкаСмотреть обязательно!!!

Задание 7. Характерные химические свойства оснований, амфотерных гидроксидов, кислот, солей.

Составьте уравнение упомянутой реакции между оксидом серы(IV) и гидроксидом кальция. Опишите признаки протекания реакции между оксидом серы(IV) и раствором гидроксида кальция.

Комментарии. Поможет ролик из задания 6. Признаки реакций, из которых можно выбирать: образование осадка (смотрим таблицу растворимости, осадок - это образовавшееся нерастворимое вещество), выделение газа, изменение цвета, появление запаха. 

Задание 8. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Среда водных растворов электролитов.

При исследовании минерализации бутилированной воды в ней обнаружили ионы Ag+, Na+, Mg2+. Для проведения качественного анализа к этой воде добавили CaCl2. Какие изменения можно наблюдать в растворе? Составьте сокращенное ионное уравнение реакции.

Комментарии. Видео об ионных уравнениях реакций: ссылка.

Задание 9. Окислительно-восстановительные реакции

Дана схема окислительно-восстановительной реакции :

HNO3 + Cu → Cu(NO3)2 + NO2 + H2O.  Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель, расставьте коэффициенты.

Комментарии. Водеоролик о расстановке степеней окисления: ссылка

Видеоролик об окислительно-восстановительных реакциях: ссылка

Задание 10. Взаимосвязь основных классов неорганических веществ

Na2S -->  H2S --> SO2 --> BaSO3

Напишите уравнения реакций для следующих превращений/

Комментарии. Видеоролик из задания 6!

Для заданий 11-13 используйте формулы следующих веществ:

Задание 11. Классификация и номенклатура органических соединений. Теория строения органических соединений. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Виды химических связей в молекулах органических соединений.

Выберите среди этих веществ и запишите в таблицу

Предельный углеводород

Одноатомный спирт

 

 

Комментарии. Видеоролик: классификация углеводородов: ссылка.

Задание 12. Характерные химические свойства: алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов, аренов; кислородсодержащих соединений: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы; азотсодержащих соединений: аминов, аминокислот, белков.

Вставьте формулы пропущенных веществ:

Комментарии. Объем материала большой. Поэтому посмотреть только об уравнениях реакций в органической химии: ссылка.

Задание 13. Взаимосвязь между основными классами органических веществ.

Толуол является сырьем для производства топлива с высоким октановым числом. Его получают по схеме:

Какое вещество является веществом Х? Напишите название этого вещества. Запишите уравнения реакций.

Комментарии. Видео к заданию 12.

Задание 14. Проведение расчётов количества вещества, массы или объёма по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Предельно- допустимая концентрация вещества.

Одним из важных понятий в экологии является предельно допустимая концентрация (ПДК). ПДК – это такая концентрация вредного вещества, которая не оказывает неблагоприятного воздействия, находясь в окружающей среде в течение всей жизни индивида. ПДК формальдегида составляет 0,003 мг/м3. В помещении площадью 40 м2 с высотой потолка 2,5 м, с поверхности дверей, изготовленных из древесно-стружечной плиты и пропитанных формальдегидом, испарилось 1,2 мг формальдегида. Определите, превышена ли ПДК. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию формальдегида в помещении.

Комментарии. В данной задаче расчеты по уравнению реакции не нужны. Просто примените знание математики.

Как делать расчеты по уравнению - в ролике: ссылка.

Задание 15. Расчеты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе».

Для обработки обожженных кожных покровов применяют 5%-ный раствор перманганата калия. Рассчитайте массы перманганата калия и воды, которые необходимы для приготовления 120 г такого раствора. Запишите подробное решение этой задачи.

Комментарии. Расчеты чисто математические. Или вспомните "метод стаканчиков".