9 классТема 8. Металлы10. П.Р. №7
Регистрация

Версия для слабовидящих
Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт
Адольф Дистервег
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.kuksova-irina.ru/
Школа "Карьера"
Высшая школа делового администрирования
Проголосуй за наш сайт
Оцените мой сайт





Результаты
счетчик посещений
Банк Интернет-портфолио учителей
Мир олимпиад
ФГОС урок

Установите себе наш баннер

Показать код баннера
Сейчас на сайте: 63
Периодическая таблица
Таблица растворимости
Праздники сегодня

Практическая работа №7: Решение экспериментальных задач по теме «Элементы I А — III А - групп периодической таблицы химических элементов»


Цель: закрепить теоретические знания о свойствах металлов I-III-A групп и их соединений; совершенствовать практические навыки в обращении с лабораторным оборудованием и реактивами.

I. Техника безопасности


  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим   количеством проточной воды.
  • Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.
  • Все нитраты оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. Нитрат серебра (ляпис) разлагается под действием солнечного света. При попадании на кожу вызывает её потемнение.
  • Роданиды являются соединениями повышен­ной физиологической активности. При работе с ними следует приме­нять индивидуальные средства защиты, соблюдать правила личной гигиены. Не допускать попадания препаратов внутрь организма!
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
  • Опыты проводить с таким количеством  веществ, которые  указаны в методическом     руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта  соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

II. Выполнение практической части


Задача №1. Свойства кальция и его соединений.

Осуществите превращения по схеме:

CaCaOCa(OH)2CaCO3Ca(HCO3)2

Ход работы:

Загрузите и внимательно посмотрите следующие видео – эксперименты:

Взаимодействие кальция с кислородом

Взаимодействие оксида кальция с водой

Взаимодействие гидроксида кальция с углекислым газом

Заполните таблицу:

Название опыта

Что делали?

Что наблюдали? Выводы

Уравнение химической реакции

1) Взаимодействие кальция с кислородом

Почему кальций хранят под слоем керосина?

Для чего кальций обваливают в нитрате калия KNO3?

 

Запишите УХР, расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель (восстановитель), процессы окисления (восстановления)

2) Взаимодействие оксида кальция с водой

 

Что происходит с фенолфталеином в полученном растворе? Объясните, почему?

Запишите УХР. Как по другому называется оксид кальция?

3) Взаимодействие гидроксида кальция с углекислым газом

Как по другому называется раствор гидроксида кальция?

Почему при пропускании углекислого газа через раствор гидроксида кальция, раствор сначала мутнеет, а затем опять становится прозрачным?

Запишите УХР в молекулярном полном и кратком ионном виде:

1) Ca(OH)2 + CO2

1) CaCO3 + H2O + CO2 (избыток)→

 

Задача №2. Свойства соединений алюминия.

Осуществите превращения по схеме:

AlCl3 → Al(OH)3 → AlCl3

                     ↓

      Na[Al(OH)4]

Ход работы:

Загрузите и внимательно посмотрите следующие видео – эксперименты:

1) Амфотерные свойства гидроксида алюминия;

2) Оформите отчёт в виде таблицы:

Название опыта

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы.

Уравнение химической реакции.

1) Получение гидроксида алюминия - взаимодействием солей алюминия со щёлочами

Почему щёлочь необходимо добавлять по каплям?

 

Запишите УХР в молекулярном полном и кратком ионном виде:

AlCl3 + NH3 ·H2O →

Помните,NH3 ·H2O ↔ NH4OH

2) Свойства гидроксида алюминия – взаимодействие со щелочами

 

 

Запишите УХР в молекулярном полном и кратком ионном виде:

Al(OH)3 + NaOH →

3) Свойства гидроксида алюминия – взаимодействие со кислотами

 

 

Запишите УХР в молекулярном полном и кратком ионном виде:

Al(OH)3 + HCl →

3) Сделайте вывод, почему гидроксид алюминия является  амфотерным соединением?

Задача №3. Способы устранения жёсткости воды.

В двух склянках содержится вода. В одной из них вода содержит сульфат кальция, а в другой – гидрокарбонат кальция.  Какими ионами обусловлена постоянная, а какими временная жесткость воды? Предложите способы, при помощи которых можно устранить постоянную и временную жесткость воды.

Ход работы:

Загрузите и внимательно посмотрите следующий видео – эксперимент:

1) Способы устранения жёсткости;

2) Оформите отчёт в виде таблицы:

Название опыта

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы.

Уравнение химической реакции.

1) Устранение гидрокарбонат – ионов HCO3-

 

 

Запишите УХР в молекулярном полном и кратком ионном виде:

Сa(HCO3)2t˚C

Сa(HCO3)2+ Ca(OH)2 →

2) Устранение сульфат – ионов SO42-

 

 

Запишите УХР в молекулярном полном и кратком ионном виде:

CaSO4 + Na2CO3

3) Сделайте вывод:

  • Какими ионами обусловлена постоянная, а какими временная жесткость воды?
  • Какие существуют способы, при помощи которых можно устранить постоянную и временную жесткость воды?