8 классТема 6. Основные классы неорганических соединений8. Соли: классификация, номенклатура, способы получения
Регистрация

Версия для слабовидящих
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей - детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Василий Александрович Сухомлинский
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.kuksova-irina.ru/
Школа "Карьера"
Высшая школа делового администрирования
Общероссийский рейтинг сайтов школьной тематики-2018
Проголосуй за наш сайт
Оцените мой сайт





Результаты
счетчик посещений
Банк Интернет-портфолио учителей
Мир олимпиад
ФГОС урок
Сейчас на сайте: 9
Периодическая таблица
Таблица растворимости
Праздники сегодня

Установите себе наш баннер

Показать код баннера

Соли: классификация, номенклатура, способы получения


"Не в количестве знаний заключается образование,

а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь"

А. Дистервег (немецкий педагог)

Мы живем с вами в мире веществ и их превращений, поэтому должны знать не только состав и применение веществ, но и влияние их на организм человека и окружающий нас мир.

С некоторыми классами веществ вы уже знакомы и сегодня приступим к изучению соединений нового класса –солей.

I. Понятие о солях

Такие вещества, как мрамор, известняк, сода, поташ, поваренная соль, адский камень, квасцы и нашатырь, известны людям ещё с древних времён. Однако первые теоретические представления о сходстве их состава возникли только в XVII веке. Именно в это время такие учёные, как Я. Ван Гельмонт (1580–1644), О. Тахений (1620–1699) и Г. Руэль (1703–1770), развили представление о том, что существует отдельный класс веществ — соли, которые можно рассматривать как продукт взаимодействия кислот с основаниями.

Соли сложные вещества, состоящие из атомов металлов (иногда входит водород или гидроксильная группа) и кислотных остатков.

Составление формул солей:

II. Классификация солей

Основы деления солей на отдельные группы были заложены в трудах французского химика и аптекаря Г. Руэля (1703–1770). Именно он в 1754 г. предложил разделить известные к тому времени соли на кислые, основные и средние (нейтральные). В настоящее время выделяют и другие группы этого чрезвычайно важного класса соединений.

Средние

Кислые

Основные

Двойные

Смешанные

Комплексные

Соли, в состав которых входят металл и кислотный остаток

Соли, в состав которых, кроме металла и кислотного остатка, входят атомы водорода

Соли, в состав которых, кроме металла и кислотного остатка, входят гидроксогруппы ОН

Продукты полного замещения атомов водорода двух- или многоосновной кислоты  двумя различными металлами 

  

Na2SO4

NaHSO4

Mg(OH)Cl

K2NaPO4

Ca-OCl2   

Na[Al(OH)4]

III. Названия солей

  • Для средней соли - название кислотного остатка + название металла + указываем валентность для металла с переменной валентностью. В состав солей аммония вместо металлического химического элемента входит одновалентная группа аммония NH4(валентность I).

Na2SO4- сульфат натрия, 

CuSO4- сульфат меди (II) 

  • Для кислой соли –  «гидро» или «дигидро» + название кислотного остатка + название металла + указываем валентность для металла с переменной валентностью. 

​Кислые соли можно считать продуктом неполной нейтрализации многоосновной кислоты.

Обратите внимание!

Составляя формулы кислых солей, следует иметь в виду, что валентность остатка от кислоты численно равна количеству атомов водорода, входивших в состав молекулы кислоты и замещённых металлом.

 

NaHSO– гидросульфат натрия; 

NaH2PO– дигидроортофосфат натрия

  • Для основной соли –«гидроксо» + название кислотного остатка + название металла + указываем валентность для металла с переменной валентностью.

Основные соли можно рассматривать как продукт неполной нейтрализации многокислотного основания.

Обрати внимание!

Составляя формулы таких веществ, следует иметь в виду, что валентность остатка от основания численно равна количеству гидроксогрупп, «ушедших» из состава основания.

Mg(OH)Cl - гидроксохлорид магния

Fe(OH)(NO3)2 — гидроксонитрат железа(III);
Fe(OH)2NO3 — дигидроксонитрат железа(III).

Известным примером основных солей может служить налёт зелёного цвета гидроксокарбоната меди(II) (CuOH)2CO3, образующийся с течением времени на медных предметах и предметах, изготовленных из сплавов меди, если они контактируют с влажным воздухом. Такой же состав имеет и минерал малахит.

Кроме принятых в науке названий, для многих солей в широком обиходе сохраняются тривиальные названия, то есть названия, которые были присвоены веществам до того, как учёные установили единую номенклатуру.
Тривиальные названия большей частью связаны либо с какими-то особыми свойствами веществ, либо с областями их применения. Многие из этих названий были присвоены солям алхимиками. В таблице приведены обобщённые сведения о наиболее часто встречающихся в литературе тривиальных названиях солей.
00_02_Тривиальные_названия_солей_табл.jpg

IV. Получение 


1. Из металлов: 

металл + неметалл = соль

Fe + S = FeS

металл (металлы до Н2) + кислота (р-р) = соль + Н2­

Zn +2 HCl = ZnCl2 + H2

Металл1 + соль1 = металл2 + соль2

Видео: "Взаимодействие металлов с солями" 

Примечание: (металл2 стоит в ряду активности правее)

Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu 

2.Из оксидов:

кислотный оксид + щелочь = соль + вода

SO3 + 2 NaOH = Na2SO4 + H2O

основный оксид + кислота = соль + вода

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O  

основный оксид + кислотный оксид = соль

Na2O + CO2 = Na2CO3 

3. Реакция нейтрализации: 

кислота + основание = соль + вода

HCl + NaOH = NaCl + H2

4. Из солей:  

соль1 + соль2 = соль3 + соль4

NaCl + AgNO3 = NaNO3 +AgCl↓

соль1 + щелочь = нерастворимое основание + соль 2

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 ↓+ Na2SO4

соль1 + кислота1 = кислота2 + соль2

2NaCl + H2SO4 = 2HCl­ + Na2SO4 

Примечание: Все реакции обмена протекают до конца, если одно из образующихся веществ нерастворимо в воде (осадок), газ или вода.

Это интересно

“Зеркало мира”

В Боливии есть необычная равнина Salar de Uyuni (солончак Уюни), покрытая толстым слоем соли. Её площадь — это более 12 000 квадратных километров, и в определённые моменты времени она покрывается тонким слоем влаги, превращаясь в огромное зеркало. Это её свойство используют для настройки оптического оборудования на спутниках Земли. Ещё эта равнина является богатым источником лития (более половины мирового запаса).

 

 

 

 

V. Тренажеры

Тренажёр №1. "Классы неорганических соединений"

Тренажёр №2. "Классификация солей по растворимости в воде"

Тренажёр №3. "Составление названий солей по формуле"

Тренажёр №4. "Составление формул солей"

Тренажёр №5. Задачи на тему "Расчеты с использованием формул солей"

Проверь себя: “Соотнесите формулы солей, расположенных слева с их названиями”

VI. Задания для закрепления

Задание №1. Дайте названия следующим солям:
NaCl, KNO3, FeCl3, Li2SO4, KHSO4, BaOHCl, CaSO3, NaH2PO4, CuCl2

Задание №2. Составьте химические формулы солей по их названиям: хлорид железа (II), гидросульфид калия, сульфид калия, сульфит калия, сульфат калия, ортофосфат железа (III), нитрат магния, карбонат натрия.

Задание №3. Как  двумя способами из оксида кальция можно получить:

а) сульфат кальция; б) ортофосфат кальция.

Составьте уравнения реакций.

ЦОРы

Видео: Составление формул солей

Видео: "Взаимодействие металлов с солями" 

Тренажёр №1. "Классы неорганических соединений"

Тренажёр №2. "Классификация солей по растворимости в воде"

Тренажёр №3. "Составление названий солей по формуле"

Тренажёр №4. "Составление формул солей"

Тренажёр №5. Задачи на тему "Расчеты с использованием формул солей"

Домашнее задание

  1. Параграф 46
Документы (всего: 6)
Документы (всего: 6)