10 классТема 8. Карбоновые кислоты4. П.Р. №4
Регистрация

Версия для слабовидящих
Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста
Альберт Эйнштейн
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.kuksova-irina.ru/
Центр дистанционного образования

 

 

 

 
Мир олимпиад

ФГОС урок

Высшая школа делового администрирования

Установите себе наш баннер

Показать код баннера
Сейчас на сайте: 6
Школа "Карьера"
Проголосуй за наш сайт
Оцените мой сайт





Результаты
счетчик посещений
Банк Интернет-портфолио учителей
Периодическая таблица
Таблица растворимости
Праздники сегодня

Практическая работа № 4 по теме: "Получение и свойства карбоновых кислот"

I. Цель работы


  • Получить уксусную кислоту и изучить её свойства.

II. Реактивы и оборудование


1. Реактивы:

  • ацетат натрия, 
  • серная кислота (конц.),
  • уксусная кислота,
  • магний (порошок),
  • цинк,
  • гидроксид натрия,
  • карбонат натрия,
  • фенолфталеин,
  • универсальная индикаторная бумага,

2. Оборудование:

  • прибор для получения  и собирания кислоты,
  • спиртовка,
  • пробиркодержатель,
  • пробирки,
  • штатив для пробирок,
  • вата,
  • спички. 

III. Правила техники безопасности при работе с кислотами


Концентрированные кислоты вызывают обезвоживание кожи и других тканей.

По быстроте действия и по скорости разрушения тканей тела кислоты располагаются в следующем порядке, начиная с наиболее сильных: царская водка (смесь азотной и соляной кислот), азот­ная кислота, серная кислота, плавиковая кислота, соляная кис­лота, уксусная кислота (90—100%), молочная кислота, щавеле­вая кислота и т.д. Очень опасны ожоги хромовой смесью. Силь­ное раздражающее действие на слизистые оболочки дыхательных путей и глаз оказывают дымящие кислоты (концентрированные соляная и азотная кислоты).

Кислоты вызывают локальный химический ожог. Исключе­ние составляет циановодород HCN и некоторые другие, обладаю­щие общеядовитым действием.

Степень тяжести химического ожога зависит от силы и кон­центрации кислоты. Даже уксусная и щавелевая кислоты способ­ны вызвать некроз кожи при концентрации 60—70% и выше. Наиболее сильные, долго не заживающие ожоги происходят от: царской водки, соляной и азотной кислот в отдельности, хромо­вой, серной, плавиковой, хлорной кислот.

Концентрированные кислоты опасны еще и тем, что могут выделять едкие пары. Например, азотная кислота с концентраци­ей выше 63% выделяет физиологически активные оксиды азота. От концентрированной серной кислоты воздух загрязняется окси­дами серы. Ледяная уксусная и муравьиная кислоты сильно раз­дражают дыхательные пути и слизистые оболочки глаз, являются легковоспламеняющимися жидкостями.

Концентрированные кислоты хранят под тягой. Переливают их также под тягой, пользуясь индивидуальными средствами за­щиты (очки или защитная маска, резиновые перчатки, халат, ре­зиновый фартук).

При пользовании склянкой с кислотой необходимо следить, чтобы на каждой склянке было четкое название кислоты. Нали­вать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание ее порчи оказывалась сверху.

При разбавлении или укреплении растворов кислот льют кис­лоту большей концентрации в сосуд с кислотой меньшей концент­рации; при изготовлении смеси кислот необходимо вливать жид­кость большей плотности в жидкость с меньшей плотностью.

Приливают кислоту по стеклянной палочке с предохранитель­ным резиновым кольцом внизу. Налив определенную порцию кис­лоты, размешивают содержимое сосуда, в котором готовят раствор. Первые порции обычно делают небольшими. Во время растворе­ния следят за температурой жидкости и не допускают перегрева, иначе сосуд может лопнуть.

В случае пролива кислоты ее необходимо убрать. Лучший спо­соб уборки — засыпать лужу сухим кварцевым песком. Его пере­мешивают на месте разлива, а затем, собрав в совок, выбрасывают или зарывают в землю. После уборки песка место разлива обраба­тывают 10—15%-ным раствором соды, а затем моют водой.

Только в крайних случаях можно воспользоваться тряпками для уборки, т.к. некоторые кислоты (хлорная, азотная) активно взаимодействуют с органическими веществами, и в процессе реак­ции выделяется такое количество теплоты, что возможно воспла­менение.

Необходимо быть предельно внимательными при транспорти­ровке сосудов с кислотами. Склянку с кислотой нельзя прижи­мать руками к груди, т.к. возможно расплескивание и ожоги. На­ливать кислоту нужно в сосуды объемом не более 1 л.

Первая помощь. Пораженный участок кожи промывают силь­но скользящей струёй холодной воды в течение 10—15 мин. Пос­ле промывки на обожженное место накладывают пропитанную вод­ным 2%-м раствором питьевой соды марлевую повязку или ват­ный тампон. Через 10 мин. повязку снимают, кожу обмывают, осторожно удаляют влагу фильтровальной бумагой или мягкой тканью и смазывают глицерином для уменьшения болевых ощу­щений.

При попадании капель кислоты в глаза их промывают про­точной водой в течение 15 мин. и после этого — 2%-ным водным раствором питьевой соды. После этого пострадавшего отправляют в лечебное учреждение.

Отработанные кислоты собирают в отдельные сосуды и слива­ют в канализацию только после их нейтрализации (эту операцию проводит лаборант). В крайнем случае можно, предварительно от­крыв кран, медленно вылить реактив по стенке раковины. После этого вода должна литься еще 1—2 минуты.

IV. Ход работы


Опыт 1. Получение уксусной кислоты

В пробирку с ацетатом натрия прибавить 1- 2 мл концентрированной серной кислоты. Закрыть пробирку  пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в другую пробирку вход в пробирку прикрыть ваткой, смотрите рисунок:

Смесь в пробирке осторожно нагревайте до тех пор, пока в приёмнике – пробирке не собёрётся 1 -2 мл жидкости. Прекратите нагревание, закройте спиртовку.

Опустите в пробирку с образовавшейся жидкости универсальную индикаторную бумагу. Как изменился цвет индикатора? Почему? Запишите уравнение диссоциации уксусной кислоты.

Опишите запах, образовавшейся жидкости? Соблюдайте осторожность при определении запаха! Составьте  уравнение данной химической реакции. 

Опыт 2. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами

Посмотрите видео-опыт: «Взаимодействие уксусной кислоты с металлами» 

В одну пробирку положите гранулу цинка, в другую порошок магния. В обе пробирки прилейте 1 мл уксусной кислоты. Что наблюдаете? Сравните скорость этих реакций? Запишите соответствующие уравнения химических реакций, назовите продукты, укажите тип реакции.

Опыт 3. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями

Посмотрите видео-опыт: «Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями» 

В пробирку налейте 1 мл гидроксида натрия и добавьте 1 каплю фенолфталеина. Что наблюдаете? Почему?

Затем добавьте к содержимому пробирки  уксусную кислоту. Почему происходит обесцвечивание? Запишите УХР, назовите продукты. 

Опыт 4. Взаимодействие уксусной кислоты с солями слабых неорганических кислот

Посмотрите видео-опыт: «Взаимодействие уксусной кислоты с карбонатом натрия» 

В пробирку налейте 1 мл карбоната натрия и по каплям добавьте уксусную кислоту. Что наблюдаете? Почему?

Запишите УХР, назовите продукты.

V. Оформление работы


  1. Оформите работу в виде таблицы: 

Название опыта. Что делали.

УХР. Наблюдения. Выводы

 

 

  1. Сделайте общий вывод о проделанной работе.